![]() ![]()
Ох, уж эти детки!
Забота |
История ЕлабугиКак долго Елабуга была селом Трехсвятским?Этим вопросом задался несколько лет назад один из жителей нашего города Ленар Мифтахов. Почему это его заинтересовало? Сумел ли он найти достоверный ответ? Об этом и многом другом вы узнаете из интервью, которое он дал нашему корреспонденту Людмиле Пахомовой. - Ленар Раифович, откуда у вас такой интерес к прошлому Елабуги? - Дело в том, что любовь к истории у меня с детства. За свою жизнь я сменил немало городов и в каждом из них первым делом начинал знакомиться с краеведческой исторической литературой. Причем, я редко ограничивался только ею, а по возможности искал и читал какие-то первоисточники, осмысливая и анализируя исторические факты. Так было и в Елабуге, куда я приехал в 2000 году. Как известно, первой краеведческой книгой о Елабуге была вышедшая в 1871 году в Москве «История города Елабуги», которую составил И. В. Шишкин. Один из разделов четвертой главы книги называется «Назначение села Трехсвятского городом и переименование его в Елабугу». Таким образом, И. В. Шишкин связывает переименование с Указом Екатерины II, изданном в сентябре 1780 года. Однако, ознакомившись с этим Указом, я обнаружил, что в нем говорится только об одном переименовании – города Хлынова в Вятку. Елабуга же здесь упоминается только в качестве Елабужского уезда. Это говорит о том, что она уже носила к тому времени свое нынешнее название. Но с легкой руки Ивана Васильевича это, по всей вероятности, искреннее заблуждение стало тиражироваться во всей последующей краеведческой литературе и благополучно дошло до наших дней. - Очевидно, Указ Екатерины II – это не единственный документ, побудивший вас оспаривать эту утвердившуюся точку зрения? - Конечно. Но, возвращаясь еще раз к И. В. Шишкину, хотел бы сказать, что его заблуждение можно объяснить незнанием целого ряда подлинных документов, относящихся к XVII и XVIII векам. А вот что мешало последующим краеведам увидеть очевидные несоответствия и исправить ошибку – для меня остается загадкой. Благодаря музею-заповеднику в 2007 году был переиздан и стал доступен широкому читателю фундаментальный для 1901 года краеведческий труд священника Н. И. Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен». В нем помещены редкие документальные материалы, связанные с дворцовым селом Трехсвятским, которые относятся к 1617–1652 годам. При этом ни в одном первоисточнике название не встречается само по себе. Везде рядом с ним в том или ином виде упоминается Елабуга. Например, «дворцовое село Трехсвятское, что на Елабуге», «село Трехсвятское, Елабуга тож». То есть фактически оба наименования в то время существовали параллельно. Говоря иначе, село имело двойное название. Причем это касалось не только Елабуги. Например, в приведенной Н. И. Шишкиным «Дозорной книге села Трехсвятского, что на Елабуге» (1621 г.), мы встречаем следующее перечисление: «…в Трехсвятском, что на Елабуге, в Вознесенском, что на Сарапуле, в Николаевской слободе, что на Осе…» Вывод напрашивается сам собой: новые названия эти существовавшие ранее поселения получили после прихода русских и христианизации края. Но представьте, сколько в результате такой топонимистической политики в России появилось Никольских, Покровских, Трехсвятских… Чтобы отличить их друг от друга, всегда приходилось делать какие-то дополнительные уточнения. И, по всей видимости, для того, чтобы избежать этих очевидных сложностей, новые однотипные названия были упразднены. На мой взгляд, Трехсвятским Елабуга называлась не менее 80 лет. Начиная с 1682 года в документах Русского государства Трехсвятское, Елабуга тоже уже не встречается. Упоминается только дворцовое село Елабуга или второй вариант этого названия – Алабуга (в частности, в донесениях по Акаевскому бунту 1709 года). - На чем вы основываетесь, высказывая подобное утверждение? - Я сделал запрос в Российский государственный архив древних актов и получил оттуда ответ, в котором содержатся выписки из различных документов. Очень коротко процитирую из него то, что касается названия Елабуги уже без упоминания Трехсвятского. Так, в отписке елабужского дворцового управителя, датированной январем 1682 г., читаем: «…прислана от вас из Казани ко мне на Елабугу указная память…». По переписи 1710 г. в Казанском уезде по Зюрейской дороге в дворцовом селе Елабуге с деревнями числилось 229 дворов. При описании дворцовых имений в 1765 г. сказано: «В дворцовом селе Елабуге состоит управительский двор…» В Экономических примечаниях к планам Генерального межевания Елабужского уезда говорится: «Оный город учрежден в 1780-м году, а прежде состоял того же наименования». Таким образом, самый ранний из приведенных документов относится к 1682 году. Возможно, существуют еще более ранние первоисточники, но нам они пока неизвестны. Этим нужно заниматься, причем не таким любителям, как я, а профессиональным историкам, которые могут поехать в архивы и продолжить поиски. Считаю, что это очень важно, поскольку речь идет об истории нашего города. Уже сейчас, очевидно, не следует без соответствующих комментариев переиздавать книги краеведов, в которых дворцовое село Трехсвятское фигурирует вплоть до 1780 года. А вот, к примеру, еще одна ошибка, которую я обнаружил в предисловии к книге Н. И. Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен». Он привел выдержку из Указа Петра I, взятую не из самого документа, а из какой-то предшествующей краеведческой литературы. Цитирую: «В 1708 году, при разделении России на 8 губерний «к Пензе Казанской губернии приписан городок Елабуга, построенный в дворцовом селе Трехсвятском»». Я нашел этот Указ Петра I и обнаружил, что упоминания Трехсвятского в нем нет, точка поставлена после слова «селе». Что же касается слова «городок», то оно в данном случае означало крепость, которую построили в дворцовом селе Елабуге. Конечно, не я первый среди современников обратил внимание на эту путаницу с наименованиями. Но другие, по-видимому, предполагали, что названия так и существовали параллельно. Это подкреплялось еще и картами XIX–начала XX в., где оба наименования расположены по соседству. Но в книгах И.В.Шишкина и Н.И.Шишкина прямо говорится, что после пожара 1850 года крестьяне Елабуги выселились особою, смежною с городом слободою, которую в память о прежнем наименовании назвали Трехсвятской. Потом эта слобода стала деревней. И еще сейчас на надгробиях XIX века Петропавловского кладбища можно встретить упоминание деревни Трехсвятской. Думаю, что она прекратила свое существование в 20-е годы прошлого столетия. Более точная информация об этом должна поступить из Кировского архива, куда сделали официальный запрос сотрудники музея-заповедника. Я благодарен генеральному директору Гульзаде Ракиповне Руденко, которая с большим интересом отнеслась к моим изысканиям и приняла решение продолжить их уже за счет музея-заповедника. - Спасибо и Вам за то, что смогли внести ясность в очень важный и существенный для истории нашего города фактический материал. Источник: Газета "Новая Кама"
|
![]()
Налоговые Вести
Уважаемые, руководители предприятий и учреждений! ![]()
Вопрос юристу
Справочная
Коды городов Коды городов Расписание движения пригородных автобусов Расписание движения междугородних автобусов Расписание движения автобусов по маршрутам Елабуга - Наб.Челны ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() Новый Дизайн, 2009 |
Информация об ограничениях и порядок использования информации
Адрес редакции: 423603, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Елабуга, пр. Мира, 14 а, ООО «Хорошая редакция».
Тел.: 8 (85557) 3-10-35 (рекламная служба сайта), 3-99-44, 3-10-67. E-mail: