Гостеприимное крылечко

В толковом словаре Сергея Ожегова слово «крыльцо» определяется как наружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой. В добротных домах в старину крыльцо неизменно отличалось резными деталями, массивными столбами и широкими ступенями. По своей основательности и красоте оно всегда было под стать самому дому. Прочное и богато украшенное деревянным или металлическим кружевом, оно означало, что здесь живет хороший хозяин. При этом крыльцо во все времена являлось визитной карточкой, и вход в дом - это своеобразная черта, отделяющая «своих» от «чужих», пространство жилища от внешней среды, территория, за которой доброго гостя ждет хлебосольный прием.

Для древнерусской архитектуры была характерна любовь к узорочью, «украшенности премудрой», - она являлась естественным продолжением декоративности в народном искусстве. А вот монументально-декоративная скульптура, рельефный декор из натурального и искусственного камня, металла, керамики, полимерных материалов, украшающих фасады общественных и жилых зданий, берут свое начало со времен петровских преобразований.

Ансамбль городской исторически значимой застройки Елабуги (конец XVIII-начало XX веков) и сегодня сохраняет свой особый архитектурный колорит. Среди более 700 зданий, сооружений, имеющих архитектурную и историко-художественную ценность, нет и двух похожих друг на друга строений. А наиболее уникальные памятники жилого, гражданского и общественного, культового, торгово-промышленного зодчества сосредоточены здесь в старой части города на двух улицах – Казанской и Большой Покровской, где каждый из особняков строился по особому проекту.

В роскошном по архитектурному исполнению доме № 11 по Б. Покровской с конца XIX века располагалось отделение Русского Торгово-промышленного банка; на тот период дом принадлежал купцу Федору Васильевичу Стахееву. На главном фасаде двухэтажного здания с антресолями на уровне верхнего этажа выделен центральный ризалит с портиком из тосканских колонн. Антресоли закрыты широким фризом, не встречающимся за пределами Елабуги. Над портиком возвышается невысокий треугольный фронтон с декорированным тимпаном, нижний этаж разрешен как аркада на рустованных столбах. Углы здания выделены плоскими пилястрами. Самобытность ему придают и арочные обрамления оконных проемов: клиновидной и двухлопастной формы, тонкий рисунок растительного орнамента.

Фасады представляют собой довольно редкий для Елабуги пример удачного соединения различных стилистических систем: строгие позднеклассицистические формы органично перерастают в праздничную декорацию, воспроизводящую формы вятской архитектуры XIX века.

Ярким дополнением к оригинальному облику здания служат и малые архитектурные формы: ажурные козырьки над входом, металлические кожухи дымников, а также относящиеся к числу лучших и, пожалуй, единственные в своем роде узорные чугунные решетки ворот и калитки.

Милую привлекательность многим старинным особнякам Елабуги придают именно ажурные металлические фронтоны* крылец, выполненные с особым художественным мастерством. Пройдитесь на досуге по историческому центру города, - и вы сами в этом убедитесь. Вообще художественная ковка как метод создания малых архитектурных форм заслуживает особого внимания и отдельного разговора на страницах нашего журнала. А неповторимая вязь металлического кружева сегодня, как и многие столетия назад, остается неотъемлемой частью облика красивого и добротного дома.

*Фронтон (спец.). Треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

Журнал «Елабужская ярмарка» № 3, декабрь 2008 г. Тема номера: Итоги года.

02.08.2016