«Все музеи мира похожи друг на друга»

Музеи России и Зарубежья… Что связывает, что роднит эти высокие сферы бытия духа истории, духа культуры больших народов и малых этносов, а, впрочем, - и самого обычного человеческого бытия? Об этом мог бы, мастерски переплетая словесные образы, немало любопытного поведать философ, историк, знаток той или иной страны, искусствовед или научный сотрудник. Но а мы о своих впечатлениях от пребывания в творческих зарубежных командировках попросили рассказать директора Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзаду Руденко – человека, в одном лице совмещающем все перечисленные выше человеческие ипостаси, личность глубокую и неординарную, интереснейшего собеседника.

В ответ на пару-тройку вопросов, обращенных к Гульзаде Ракиповне, мы услышали необычайно много познавательного, глубокомысленного, фактологически выверенного и мудрого. Итак, слово – нашей собеседнице, она познакомит нас с тем опытом музейной и просветительской работы, который накоплен на сегодняшний день в Елабуге, России и за рубежом.

«Елабуга - приятное исключение»

- Все мои поездки за рубеж в уходящем году были связаны с музеями, туризмом, охраной объектов культурного наследия. Помимо архиважной музейной работы перед коллективом нашего учреждения стоит масса и других задач. Это охрана объектов культурного наследия, музейная педагогика, развитие туризма. Недавно я участвовала в работе заседания Президиума Совета музеев России во Владимире, а также Суздале, Гусь-Хрустальном, где действует Владимиро-Суздальский музей-заповедник федерального значения. И вот что сразило меня в этих городах. Там, где располагаются объекты музея-заповедника и сам музей - блеск, красота, высочайший уровень содержания, оформления экспозиций. Но за пределами музея-заповедника - на улицах городов - неухоженность, разбитые дороги, полуразрушенные дома - памятники культуры – все это попросту «сбивает с ног». Разительный контраст! А ведь здесь представлена колоссальнейшая, древняя история Святой Руси, сюда приезжают миллионы туристов! Думаю, когда они видят подобное, полного удовлетворения от посещения этих мест не получают. Не альянсовое, скажем так, сочетание. Вся историческая территория, а не только памятники, должна быть представлена в самом лучшем виде. Мы в Елабуге подобную проблему решаем в комплексе, ведь эмоциональная окраска пребывания людей здесь, увиденного ими очень значима. Считаю, тема эта требует широчайшего обсуждения во Владимирской области. К большому сожалению, это болезнь не только данной территории, но и многих малых городов России. Елабуга, на мой взгляд, является приятным исключением. И очень важна в этом вопросе поддержка горожан, их большое желание сохранять и приумножать наше общее историческое наследие.

«Музеи мира делятся опытом»

Наш город становится все более известным и посещаемым. Недавно здесь побывал директор Лувра Анри Луарет, был в восторге от всего увиденного. Для нас это очень высокая оценка. Я, как руководитель музейного объединения, всегда с волнением принимаю гостей-музейщиков. Почему? Мы другими глазами смотрим на экспозиции, представляемые коллегами. И потому неизменно жду какую-то критику. Если она есть – принимаю, не обсуждая, - и сразу стараемся учесть высказанное.

В октябре в составе российской делегации побывала на фестивале в Сафран-Болу, в Турции, посетила музей истории города. Памятники Сафран-Болу охраняются ЮНЕСКО. Это огромные территории. Возможно, там другие требования к преподнесению музейного материала, к оформлению экспонатов. Я ходила по музею, рассматривала предметы и силилась понять: какого века каждый из них, из какого материала сделан и т.д. То есть многие экспонаты не имеют этикеток. И по моему возвращению мы сразу приступили к обновлению всех этикеток в музеях, делаем их на трех языках, даем полную аннотацию каждого предмета.

Опыт работы музеев разных стран свидетельствует о большом разнообразии форм и методик подачи музейных материалов. Предлагаемые посетителям сведения, несомненно, направлены на людей, интересующихся историей. А мировое музейное сообщество в тесном общении между собой перенимает все то позитивное, важное, нужное, что совершенствует нашу деятельность.

«Мы - продавцы чувств»

Все музеи похожи друг на друга. Лувр и Эрмитаж – эти шедевры мирового уровня - равнозначны, разница лишь в их предметном содержании. Я всегда была против стандартных экспозиций, - любая из них должна иметь свое лицо. Во многих краеведческих музеях, особенно провинциальных, очень скучно. Если уже наизусть известно, что там выставлено - не хочется туда и заходить. Поэтому, когда мы создавали экспозиции музея истории Елабуги, стремились к тому, чтобы было интересно увидеть не только те, которые рассказывают о городе в конкретном временном промежутке. Мы старались создать что-то типичное, в нашем случае – для уездных городов России. В музее уездной медицины имени Бехтерева обратились к истории медучреждений, к знакомству с работой земских врачей. Согласитесь, экспозиции о жизни уважаемого в городе доктора интересны лишь елабужанам, но не туристам. Потому что подобное есть везде. Когда мы заходим с туристами в музей-театр-трактир, рассказываем им о том, как и когда появились на Руси трактиры, что подавали в них посетителям. Мы – музейные работники - тоже продавцы. Мы продаем… чувства. С каким ощущением человек приезжает в наш город, приходит в музей и с каким покидает его – имеет для нас огромное значение. Эти чувства должны быть самыми восхитительными. И мы видим, что Елабуга удивляет туристов.

«Мы можем говорить о великой Цветаевой»

В Париже я побывала на заседании комиссии по развитию туризма в исторических городах. Нам проблематично равняться на те города Франции, мэры которых ограничивают (!) свои территории от туристов, ведь интерес к этой стране уже исторически утрамбован, выдержан. В России поток зарубежных туристов останавливается в Москве и Санкт-Петербурге. Им не знакомы малые города. Поэтому мы решили, что будем участвовать в международных туристических выставках, выезжать с нашими предложениями, рекламными проспектами, договорами. В этом году мы уже участвовали в двух выставках в Берлине и Лондоне. Начальник отдела межкультурных коммуникаций Ольга Барковская выезжала в Германию. Сейчас она в Лондоне: по итогам международной турвыставки отправилась на переговоры с туркомпаниями, а также – с рассказом о нашем городе. Елабуга известна больше теми людьми, которые здесь жили. Если во многих малых городах туристов знакомят с династиями купцов, то мы имеем возможность говорить не только о купечестве, но и о великом Шишкине, великой Цветаевой, о Дуровой, о великом Бехтереве. Эти имена достаточно известны и за рубежом, и мы надеемся, что сейчас турфирмы будут работать и на Елабугу.

«Культурное наследие и туризм неотделимы»

Последняя моя зарубежная поездка в уходящем году состоялась в конце октября в Индонезию. Я выезжала в составе делегации из России на заседание организации «Объединенные города всемирного наследия», в которой Елабуга является наблюдателем. Мы активно участвуем в жизни этого сообщества, и нам было предложено выступить в постерной сессии. Наш музей-заповедник вывозил на эту конференцию четыре постера. Мы стали участниками многих культурных мероприятий, организованных приглашавшей стороной. Думаю, такие поездки важны и нужны, через них мы узнаем наших коллег из-за рубежа, узнаем, как туристическая индустрия развивается в конкретном государстве. Мы общались с министром культуры и туризма этой страны. Считаю, такое распределение функций очень правильное, так как культурное наследие и туризм не должны существовать друг без друга. Иначе, зачем создавать те же музеи-заповедники, если все это не будет востребовано? Я задала министру вопрос относительно потока туристов в Индонезию, и он сказал: «Мы сейчас работаем над другой проблемой. К нам, на остров Бали, едет очень много туристов. И для нас более важным является сохранение от туристов нашего исторического наследия».

Я же, напротив, очень надеюсь на то, что мы будем преуспевать в своих действиях по привлечению туристов. Пока к нам едут не так много, как хотелось бы. В 2008 году в Елабуге побывало 90 тыс. туристов, зарубежных из них – полторы тысячи. Но если бы мы сумели поднять посещаемость нашего города хотя бы до 250 тыс. человек в год - было бы очень хорошо.

«Инфраструктура интересна для туризма»

То, что мы увидели в Сафран-Болу – восхитило нас. Город расположен в горах, в пяти часах езды от Стамбула, в трех – от Анкары, в двух - от моря. Здесь проживает 35 тыс. человек, а туристов к ним приезжает 300 тысяч. Хотелось, чтобы в нашем городе поняли: помимо культурно-исторических объектов, не менее привлекательным фактором для туризма является инфраструктура – рестораны, кафе, гостиницы и пр. Чтобы состоятельные люди не боялись вкладывать деньги в такие объекты. Вариантов много: конные маршруты, различные виды зимнего отдыха – рыбная ловля, охотничьи дома. И сюда поедут жители мегаполисов, ведь часть наших соотечественников все самое интересное в мире уже посмотрела. А эко- и этнотуризм становится сейчас все более популярным.

В первых моих командировках шесть лет назад меня многие спрашивали: что такое Елабуга, где это? Сейчас все иначе. Сегодня Елабугу знают и любят. Думаю, все то, что делают сотрудники музея-заповедника, в первую очередь, - город в лице нашего мэра Ильшата Рафкатовича Гафурова, попадает в благодатную почву сердец тех людей, которые, побывав хотя бы раз в Елабуге, никогда уже о ней не забудут. И другим расскажут.

Ирина Гордеева

Журнал «Елабужская ярмарка» № 3, декабрь 2008 г. Тема номера: Итоги года.

02.08.2016